Infowave. Фастфуды на фудкортах! Фудкорты для фастфудов!






+7 (812) 380-24-77 | mail@infowave.ru | запрос на исследование
In English
Infowave
проведение маркетинговых исследований
маркетинговый анализ перспектив инвестиционных проектов
консультирование в области маркетинга
Зеленый офис

Фастфуды на фудкортах! Фудкорты для фастфудов!

Обзор рынка заведений быстрого питания в Санкт-Петербурге

Исследование подготовлено на основе обзора вторичной информации из открытых источников, а также по результатам опроса жителей Санкт-Петербурга в возрасте от 20 до 40 лет. Опрос жителей города проводился в июне 2008 года. Возрастная группа 20-40 лет выбрана неслучайно: по результатам наблюдения в заведениях общественного питания формата фастфуд¹ именно данную группу можно считать целевой аудиторией большинства операторов исследуемого формата².

¹ Далее — заведения быстрого питания.
² Далее — целевая группа.

При интерпретации результатов, представленных в обзоре, следует учитывать следующие основные ограничения и допущения:

  • все факты и выводы распространяются только на целевую группу — за исключением тех данных, которые получены в ходе анализа вторичной информации и относительно которых указано, что они распространяются на весь рынок;
  • по экспертным оценкам специалистов исследовательской компании Infowave, доля представителей целевой группы в обороте заведений быстрого питания Санкт-Петербурга составляет 70–80%;
  • вопросы, касающиеся среднего чека посещаемых заведений быстрого питания и факторов, влияющих на выбор этих заведений, задавались только тем респондентам, которые питаются в предприятиях общественного питания формата фастфуд не реже 2-3 раз в месяц.

По данным международной исследовательской компании TGI, по потреблению фастфуда Россия стоит на последнем месте в списке из 16 стран — в нашей стране предприятия общественного питания регулярно посещает только треть населения — 33%.

В Петербурге лишь 12% горожан обедают в ресторанах быстрого питания раз в неделю и чаще. Интересно сравнить эти данные с посещаемостью фастфуда представителями целевой группы, где доля тех, кто посещает заведения быстрого питания не реже раза в неделю, составляет 51% (рис. 1). В целом заведения фастфуд посещают абсолютное большинство представителей целевой группы — 87% опрошенных. Две трети представителей целевой группы — 67% — посещают заведения быстрого питания не реже 2 раз в месяц³, причем треть из них являются активными посетителями — они питаются в ресторанах фастфуд не реже 2 раз в неделю.

³ Далее — постоянные посетители.

Основная причина низкой посещаемости заведений быстрого питания — относительная «молодость» данного рынка в нашей стране. В то же время наблюдается стремительный рост рынка фастфуда, причем в основном за счет сетевых заведений. Наиболее заметный скачок в этом сегменте произошел в 2005 году, когда рост составил 20%, а по некоторым оценкам — до 25%.

В ряду основных тенденций петербургского рынка быстрого питания можно отметить следующие:

  • рост числа предприятий быстрого обслуживания, работающих по франчайзингу — среди крупных сетей наиболее активно франчайзинговую схему продвигает сеть чайных «Чайная ложка»;
  • падение популярности американского фастфуда — по оценкам экспертов, блинные уже отобрали у сети ресторанов «МакДональдс» 20-30% постоянных посетителей. Ощущается конкуренция и со стороны заведений быстрого питания с элементами национальной кухни других стран — китайской, итальянской, японской;
  • трансформация одиночных заведений в сетевые;
  • децентрализация —еще 3-4 года назад основная масса заведений быстрого питания была сосредоточена в центральных районах Санкт-Петербурга и около крупных транспортных магистралей — в Приморском и Московском районах. Сегодня фастфуд уже освоил спальные районы, во многом за счет присутствия на фудкортах торгово-развлекательных центров.

В восприятии постоянных посетителей заведениями быстрого питания являются не только объекты сетевых операторов рынка, но и любые другие кафе или рестораны, удовлетворяющие потребность в быстрой еде. Но если сетевые заведения быстрого питания за предшествующий опросу месяц хотя бы раз посетили 95% постоянных посетителей, в несетевых заведениях были только 21% таких респондентов.

Что касается типов заведений быстрого питания, то лидерами являются классические предприятия общественного питания — объект расположен в отдельном помещении либо на фудкорте торгового комплекса — за предшествующий опросу месяц их выбрали 88% постоянных посетителей (рис. 2).


За предшествующий опросу месяц треть постоянных посетителей выбирали только одно заведение общественного питания или разные точки одной и той же сети (рис. 3). Большинство постоянных посетителей отдавали предпочтение двум или более заведениям быстрого питания. Если сопоставить ответы на данный вопрос с частотой посещения заведений быстрого питания, можно сделать следующие выводы:

  • активные посетители заведений быстрого питания — частота посещения составляет не реже 2 раз в неделю, — как правило, выбирают 2-3 заведения или сети и в дальнейшем посещают преимущественно их. За предшествующий опросу месяц 86% представителей данной группы посетили не более 3 различных заведений — сетей;
  • постоянные посетители, посещающие заведения быстрого питания не чаще раза в неделю, предпочитают бывать в разных заведениях — более 60% представителей данной группы за предшествующий опросу месяц посещали более двух различных заведений быстрого питания.

За предшествующий опросу месяц заведения быстрого питания, предлагающие блюда американской кухни, выбирали 62% постоянных посетителей (рис. 4). Русскую кухню предпочитают 49% постоянных посетителей. Заведения быстрого питания с кухней другого типа значительно отстают по популярности от лидеров.


Самым популярным заведением быстрого питания в Санкт-Петербурге является «МакДональдс» — за предшествующий опросу месяц ему отдавали предпочтение 53% постоянных посетителей (рис. 5). Далее со значительным отрывом следуют «Чайная ложка», «Ростик’c-KFC» и «Теремок».


Почти половина постоянных посетителей — 49% — считают, что вкус и качество подаваемых блюд являются ключевыми критериями выбора заведения быстрого питания (рис. 6). Вторым по популярности критерием является удобное расположение заведения — он является решающим для 21% респондентов. Цена определяет выбор только каждого десятого постоянного посетителя заведений быстрого питания.


Посетитель заведения быстрого питания в 91% случаев тратит до 500 рублей за один раз (рис. 7). При этом половина постоянных посетителей за одно посещение «оставляет» в кафе от 101 до 300 рублей. Средние затраты за одно посещение заведения быстрого питания составляют 250 рублей на человека.


Первой зарубежной сетью быстрого питания, пришедшей в Россию, был «МакДональдс». Первый ресторан «МакДональдс» в нашей стране открылся в 1990 году, на Пушкинской площади в Москве. Сегодня рестораны этой сети работают в 37 городах России. В Санкт-Петербурге на сегодняшний день представлено 25 ресторанов компании.

Основанная в 2001 году сеть чайных «Чайная ложка» на сегодняшний день является одной из крупнейших сетей фастфуд в Санкт-Петербурге — по количеству точек ее опережает только «МакДональдс». «Чайная ложка» насчитывает 64 чайных, из которых 44 находятся в Петербурге и Ленинградской области. Кроме того, сеть представлена еще в 13 городах России. Ассортимент сети включает блины с начинками, салаты и различные виды чая. Стратегическая цель «Чайной ложки» стать лидером рынка ресторанов быстрого обслуживания в России, возрождая традиции русских чайных.

Компания «Ростик’с» возникла в 2005 году в результате альянса американской ресторанной сети KFC и российской «Ростик’с». Основа меню — куриный шашлык, пельмени, чебуреки и пирожки, а также мировые хиты от KFC — такие, как Original Recipe, Twister, Zinger и курица, приготовленная по рецепту от KFC. В настоящее время в Санкт-Петербурге работает 21 точка сети.

Сеть «Теремок» начала свою деятельность в 1998 году с открытия небольших павильонов у станций метро. В дальнейшем последовало расширение ассортимента предлагаемых блюд и переход к формату ресторана. В настоящее время сеть «Теремок» насчитывает 31 ресторан и 42 блинных киоска в Санкт-Петербурге и 62 точки в Москве. Посетителям предлагаются блины и каши с начинками, а также похлебки, салаты и десерты.

По оценке исследовательской компании Infowave, сформированной на основании результатов данного исследования, емкость рынка быстрого питания в Санкт-Петербурге составляет от $ 850 до 950 млн в год.

Во сколько же обходится открытие ресторана быстрого питания, и какую прибыль он может принести? На основе анализа предложений франшиз4 основных сетей фастфуд, представленных на петербургском рынке, приведем сводную таблицу, отражающую основные затраты на открытие ресторана фастфуд и размеры предполагаемой прибыли (табл. 1).

4 По данным сайта www.bizbroker.ru и журнала «Секрет фирмы».


Таблица 1. Основные затраты на открытие ресторана фастфуд и размеры предполагаемой прибыли
Основные показатели «Чайная ложка»» «Ростик’с-KFC» «Сбарро» Subway
Стоимость франшизы $ 30 000 $ 43 600 (+НДС) фудкорт $ 25 000, ресторан $ 40 000 $ 12 000 (+НДС)
Необходимые инвестиции от $ 250 000 от $ 250 000 до $ 1 млн От $ 150 000 От $ 100 000
Роялти 5% выручки ежемесячно 6% 7% оборота ресторана 8% валовых продаж ежемесячно (без учета НДС)
Отчисления на маркетинг нет 5% 2% оборота ресторана 3,5% (без учета НДС)
Рентабельность 20% нет данных индивидуально 15-20%
Срок окупаемости 2-2,5 года 3 года 1-4 года от 1,5 лет
Прибыль $20 000 в месяц нет данных нет данных нет данных

Таким образом, открытие ресторана быстрого питания по франчайзинговой схеме обойдется в сумму от $ 112 тысяч до $ 1 млн, при этом можно рассчитывать, что ресторан будет приносить прибыль в размере $ 20 тысяч ежемесячно и окупится в среднем за 1,5-3 года.

«Russian Food & Drinks Market Magazine». — 2009. — №1

 
Copyright © 2000-2012 Исследовательская компания INFOWAVE

При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна.
Сайт создан в дизайн-бюро Mezich в 2003 году.

На сайте компании Infowave Вы найдете информацию о следующих исследовательских методиках и услугах:
маркетинговые исследования, информационно-маркетинговое обслуживание, маркетинговый консалтинг, разработка стратегии продвижения, маркетинг мест, исследование рынка, исследование конкурентов, исследования b2b, оценка емкости рынка, сегментирование рынка, исследования потребителей, анализ целевой аудитории, оценка лояльности потребителей, исследования торговых центров, исследования недвижимости, фокус группа, холл-тест, телефонный опрос, экспертный опрос, анализ качества обслуживания, retail audit, тайный покупатель, таинственный покупатель, mystery shopping, тестирование товара, анализ эффективности рекламы.